logo

+375 44 77 37 644
+375 29 79 48 366

25 часов зимнего леса или Соревнования по Поисково-спасательным работам (ПСРы).

8-9 декабря 2018 года под Минском прошли соревнования по поисково-спасательным работам в пешем туризме. Ни один из участников нашей команды никогда в подобном не участвовал, но хотелось давно – попробовать силы, поучиться новому. Команда (4 человека), ребята из нашего — собрались достаточно быстро. Так получилось что в этом году я не планировал участвовать так как буквально до самих соревнований я был в путешествии на Кипре и не успевал собрать команду. Но, звезды сложились так в последний момент один человек из команды наших ребят не смог принять участие и я решил – почему бы не поучаствовать, раз давно собирался. Было не очень просто потому что я буквально накануне старта, вечером прилетел из путешествия… Но что нас не убивает, делает нас сильнее, и приехав домой и наскоро разобрав один рюкзак, я начал паковать – другой.

Список снаряжения был внушительный (там более 40 наименований), но все было собрано и рано утром мы встретились с ребятами моей команды в электричке и поехали на старт дистанций — станция Пралески.
Изначально на ПСРы (именно так называют эти суточные соревнования) зарегистрировалось 18 команд – небывалый, по словам судей, ажиотаж. Правда, к месту старта добралось только 14. Обрадовавшись, что кого-то мы уже обогнали (ведь доехали!), мы стали готовиться к первым испытаниям. Мы, это я – Роман Лепей, Наташа Розум, Денис Сорокин, и капитан нашей команды «Геликтит-ТМ» — Будько Света.
фото 14

Городские ПСРы состоят примерно из 40 этапов, разбитых на 4 блока, и длятся более 25 часов. Есть этапы-переходы с ориентированием, есть технические с веревками, а есть и туристско-бытовые, этапы из выживания или медицины. Но лучше всего нам давался тип этапов «творческий» — креативим мы лучше, чем натягиваем навесные 🙂

Итак, первый этап – мандатная комиссия. всё просто: принеси заявку и расписки, взамен получи первый блок этапов с картой. Но уже тут начался наш отсчет штрафов: нет справки от врача – нет баллов, вот так всё серьезно.
Далее значился этап «проверка снаряжения». Крепко утрамбованные рюкзаки пришлось до капли высыпать и по команде подымать каждую вещь по списку. А ведь в рюкзаках лежало по 20-25кг! Конечно, после снаряга начала не так хорошо влезать внутрь. Видно, на то и расчет 🙂
фото 12

Третьим и четвертым испытаниями был переход до ближайшей горки и представление команд. Тут наш креатив полез через край, мигом придумав какую-то великолепную чушь с объяснением эмблемы клуба и станцевав танец прошлого Чатыра (кто был, тот знает, о чем я), штрафов команда избежала и двинулась дальше.
фото 15

Пятое – ориентирование. Вроде всё просто: ходи по пикетам да фоткайся. Но как они нашли такой холмистый лес? Ощущение Карпат и обязательности проведения тут ПВДшки не покидало меня весь этап. Ориентироваться по заснеженным тропам оказалось чуть сложнее, и, потеряв всего минут 7 на поиске пикета, мы не вложились в КВ (контрольное время). Всего 7 минут! Опоздав на 4мин, мы получили максимальный штраф и бегом ринулись на уже начинавшийся следующий этап.
фото 11

Шестой – переход и седьмой – подъем и спортивный спуск по склону. В пеше-горном туризме многое отличается от спелео в плане навески, но, к счастью, нас объединяли по три команды в группы: ребята быстро всё навесили, нам же оставалось только не тупить на прохождении. Из-за застрявшего узла при сдергивании самосброса КВ опять было потеряно, бегом бежим за рюкзаками и на следующий этап.
фото 10

Дальше нас ждал переход по дорогам к каналу, а по пути – тест по медицине. Идти быстро, решая тест, очень сложно, а дороги к концу ещё решили и закончиться, и мы попали в болото-лесную зону. Бревно через речушку оказалось единственным, затор людей огромным, и – что и говорить – мы чуть успели в КВ за пол минуты до конца.
фото 3

Про КВ на ПСРах отдельный разговор. Оно очень малое, если зазевался – не успеешь точно. Нет времени отдохнуть или отойти, притом этапы идут впритык один за другим: опоздал – время на следующий этап уже меньше. Мы всё шутили, когда же с таким графиком будет этап «туалет» — ведь если отойдешь, придется бегать с тяжелыми рюкзаками.

На десятом этапе было совещание капитанов – а на деле нас просто поделили на группы по три команды для 11-ой части. Теперь сводной группе предстояло построить плот, переправить одного участника на ту сторону канала, сделать навесную, переправить рюкзаки и участников и всё за собой снять. Стоявшие морозы облегчили всем часть про плот – не думаю, что он бы реально плыл по воде, но по люду скользил отлично. Опытные ТПМщики быстро навесили переправу, неопытным оставалось лишь запоминать и учиться 🙂 Переход по навесной, кстати, был перетягиванием участников: виснешь на ролике, и тебя тянут на ту сторону, красота!
фото 8

12-ый этап – обед. мы было подумали, и правда поедим, но.. надо было развести костер, сварить питьё и горячую еду, а также сделать холодную закуску. И на всё это, вместе с временем поедания – 20 минут. 20 минут в лесу с обледенелым хворостом! Конечно, бывалые участники тут же использовали розжиги, заготовки каш и бензин, но у нас-то всё только по спискам. Костер и даже чай с нарезкой был готов, но доедать пришлось по дороге и быстро. Чаёк из недокипяченой воды, кстати, отлично отдавал дымом. Вы когда-нибудь пили копченый чай на зимнем ветру? Это великолепно.
фото 4

Далее нас вновь ждало ориентирование. Помня ошибку первого, мы пропустили пикет, стоящий глубоко в лесу без заметных дорог, и уложились-таки КВ, в отличие от большинства команд. 15-ым заданием было смастерить фонарь вроде старинных переносных ручных. Свечи и бутылка быстро пошли в ход. Далее – переход к 17-ому этапу и ориентирование с этим самым фонарем. Судьи проявляли бдительность и забирали из карманов спрятанные фонари. Наш «фонарь» света почти не дает. К счастью, были хоть и глубокие сумерки, но не совсем ночь, снег и хорошее сумеречное зрение нам помогали, и мы вновь взяли один обязательный пикет, не заморачиваясь на бонусы. В это время вторая часть команды выкладывала на снегу знак бедствия – да, спасатель должен знать всё!
фото 9

18 – очередной переход, 19 – мастерим таёжный примус. Это бревно без середины, куда кидают растопку типа мелкого хвороста, и всё это должно отлично гореть. Поскольку наша пила оказалась весьма тупой, нормального бревна нам не досталось, зато мы обзавелись полутрухлявым деревом. Расколов на 4 части, как и положено по условиям, мы уложили примус по рюкзакам.

А следующим этапом, объединившись в группы по три команды, мы отправились на «канальные спасы». СГ делили на 4 отряда: первый шел на этап с наведением спуска и далее ко второму, второй организовывал подъем пострадавшего на мост, далее они с первым отрядом метров 600 несли пострадавшего к третьему и четвертому отрядам, которые к тому времени соорудили укрытие, костер и чай. Кроме этого каждый отряд проходил по пути по пикету со специальным заданием вроде «сделай кружку из подручных средств». Это был самый долгий этап с начала сорев, КВ целых 2 часа, и мы наконец-то вписались в него и даже успели перекусить!
фото 5

Дальше по плану был переход на станцию и этап, после которого сливается больше всего команд, а именно – переезд на электричке. Внутри было приятно тепло, почти пол часа езды успокаивают и усыпляют. Тут главное – абстрагироваться от того, что конечная у электрички – Минск, и просто выйти на нужной станции. С этим сложнейшим заданием мы тоже успешно справились!

Прямо на платформе прошло собрание капитанов и мы получили новый – третий – блок заданий. Вышли мы в Заславле, так что первым этапом значился городской квест – набор вопросов о разных интересных местах древнего города, без всяких карт и адресов. Как же хорошо, что я тоже делала в этом городе квест в том году, и отлично его знаю! Быстро побегав по старинным церквям и княжеским памятникам, мы добрались до выхода из города. И тут случилось самое прекрасное этих ПСРов, а именно – теплое сухое кафе на заправке с горячим чаем (в городе ведь всё закрыто, 23 вечера уже). Команды прямо строем шли на эту заправку – и да, чаёчек вновь был божественен! какое счастье, что с квеста осталось время, чтобы сюда зайти!
фото 7

Надо сказать, что на этапе электрички скучать нам тоже не дали – нужно было написать стихотворение на тему «С Днем рождения, ПСРщик!». Стихи мы сдали по выходу на станции, а теперь нам предстояло их читать. Хороший этап, бежать не надо, сиди да слушай!
фото 17 стих

А дальше, прямо в ночь, начались физушно-силовушные переходы. Для начала нам предложили сделать носилки-кокон, потом, поместив туда два рюкзака (и на том спасибо, что не человека!), мы двинулись с носилками к следующему пикету. Вы же помните, рельеф ни разу не плоский? Притащив «пострадальца в виде рюкзаков», мы получили новую вводную – у одного из участников сломана нога, привязываем её пополам и делаем костыли. А дальше – ну, конечно – 800м перехода. При этом носилки всё так же несутся нами. Веселые судьи, конечно!
Я был этим участником которому нужно пройти эти 800м на одной ноге с помощью костылей. Если честно – очень тяжело, нога которая подвязана – очень ноет, на одной ноге по снегу очень тяжело – хорошо хоть ребята из команды немного помогали.

Прихромав на полянку (ясное дело, на горе!), отдохнуть никому не удалось — нас вновь объединили в СГ и мы перешли к спасам по бревнам. Надо было организовать перила вдоль лежащего над оврагом бревна, переправить рюкзаки, участников и пострадавшего. Свете, как самой легкой, досталась участь покататься на спине в качестве пострадавшей. Говорит: «Необычно, только страшно, что спасатель кульнется из-за перевеса на спину». Но мы благополучно переправились и перешли к следующему этапу.
Ещё немного ориентирования, где мы повелись на знания не ведающей, куда идти, команды, и навернули пару кругов, — и мы достигаем конкурса капитанов. Казалось бы узлы – все просто. Но если первый узел вязали обычным способом, то уже второй был за спиной, третий одной рукой. Игра на выбывание такая. Свете удалось продержаться лишь до второго этапа: перехлест за спиной при таком темпе ускользнул из внимания, хоть и не максимальный, но штраф.
фото 6

И вот, в четвертом часу ночи началось самое интересное. В графе задания значилось «дом на дереве». То есть, строим платформу в метре от земли и на неё палатку. Поначалу выглядит фантастично, но Рома быстро сообразил про бревна и веревки: примотали пару бревен за концы к деревьям, между ними – пол из намотанных веревок. Выглядело даже вполне надежно! Тут, конечно, мы снова носились и чуть успели в КВ. А дальше шел этап «приготовление ужина на таёжном примусе». Том самом, который мы таскаем уже часов 8, вечно забываем на стоянках и вообще он никуда не влазит. Судьи намекали, что примус у нас так себе, и лучше бы найти другой – не такой трухлявый, но мы рискнули перемотать его проволокой и скотчем – и, о чудо!! Вот это да! Так быстро вода ещё ни кипела у меня в котлах! Штука очень классная, надо пользоваться. На этот раз даже 20мин нам хватило и на чай, и на нарезку, и даже на горячее – фасолевый суп. По факту суп был просто подогретой банкой фасоли, но прокатило 🙂

Блок, как обычно, закончился совещанием капитанов – нам выдали новый, последний блок и – о чудо! – первым этапом в нем был сон. Капитанам разрешалось спать час, а остальным, по-барски – целых три. Только мы собрались снять палатку на землю, как подбежали судьи. «Нет-нет-нет, спим наверху!» Ну, ладно, рискнем – Света залезла первая, устроилась – так прикольно, покачивает, как в гамаке. Через минут 5 вторым пришел я, тоже оценил необычность и полез внутрь. И всё было хорошо, но тут – раз – нецензурные крики, и мы проваливаемся вниз. Света говорила: «Лично я осознала происходящее уже на земле, так что крики касались целостности палатки – к счастью, великолепно выдержавшей это испытание. Рома успел как-то мгновенно выпрыгнуть, но пока я выпутывалась из спальника, набежало народу из других команд – меня быстро вытащили и всунули сапоги. Спасатели, как-никак, спасибо им! Утром я узнала, что больше никто не падал – но опыт отличный получился :
Рассказ про капитанский этап от Светки: «Теперь с чистой совестью мы вновь перенесли палатку на землю и улеглись спать. У меня, конечно, сон вышел условным – полеты в палатке входили в отведенный на сон час, но при этом сонной я себе не чувствовала, и в 5.30 почти со всеми капитанами стояла на сборе – кто-то всё же проспал. Мне даже разрешили первой выбирать себе сборную группу – до этого наша команда всегда оставалась последней в разборе, ведь я единственная девочка-капитан. Кто же серьезно воспринимает девочку среди брутальных мужиков))

На удивление хорошо ориентируясь (ну, всё-таки капитаны!) и решив по дороге тест по белорусской географии (спасибо геофаку за легкость), мы прибыли к квадрату для поиска в нем судьи. Другие команды начали чесать лес, мы, как самые хитрые, просто пошли по следам на снегу, где и нашли подмерзшего полуспящего судью. Судья сказал строить укрытие, костер и кипяток, а потом отдыхать до 8 утра, то есть целый час. Но в заданиях значился ещё и пункт 4 «следовать указаниям судьи». Так что пол часа отдыха завершились шинированием бедра одного из группы. «А потом его нести надо будет?» — «Это не знаю» — смеется судья. – «А, мы поняли» — группа дружно глядит на меня: понятно же, кто тут самый легкий. Так что к 8 утра я лежала с палками вдоль всего тела, и именно мне как главной группы предстояло связаться с замом в лагере, чтобы объяснить им, что делать и куда идти.

Нам предстоял последний большой этап: ребята в лагере без капитанов собирались в те же группы, как и капитаны, далее делились на 2 отряда. Первый шел прямо к нам, вязал носилки, укутывал меня в спальники (в двух вообще огонь как тепло!) и нёс метров 800 ко второму. Второй отряд в это время натягивал наклонку, а когда мы пришли – все по ней подымались и подымали меня в носилках. Лежать, кстати, очень удобно было, спасибо команде 🙂»
На закуску оставался этап с изготовлением обуви из подручных средств: кто из коврика, кто из бутылок-котлов, и далее шли 300м к спуску, вязали спуск и спускались в этой обуви. Мы, к сожалению, не успевали (хотя сейчас мне кажется, успели бы!), и просто пошли на поляну под спуск. Последний этап – женитьба – команда облачается в жениха, невесту и свидетелей, со всякими юбками-букетами, открывается шампанское, которое мы таскали все 25 часов. Видно, этап «на расслабиться» после всего пройденного.
фото 2

На часах 11 утра, с начала сорев прошло 25,5 часов.
фото 13

И пусть это не самые сложные ПСРы (на республике – 50 часов), пусть погода была теплой – всего 0…-2, пусть снега не по колено – но первый опыт всегда непрост. И – что бы вы думали – 4 место. Четвертое из 14 место!!! Везение и групповые этапы играют роль, но – ох, как же мы рады. Геликтит очень даже могет :)))

фото 1
Кроме нас, в другой команде участвовали ещё двое геликтитовцев – Светкина сестра — Аня Будько и Антон Пыжик из Школы первого года.

P.S. дома взвесили мокрые рюкзаки – от 25 до 30кг. Как мы с ними ходили вообще?

Текст: Будько Света, исправленный и дописанный Роман Лепей. Фото Лепей Роман и фото из официальной группы мероприятия ВКонтакте

Будем рады сотрудничеству